Мелкая моторика: подборка упражнений для ясельной группы


5 мин.

Мелкая моторика

 

 

 

Советский педагог — новатор В. А. Сухомлинский писал, что детские способности и умения находятся на кончиках их пальцев. Через кончики пальцев дети знакомятся с окружающим миром. Тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие и мышление ребенка, готовит руку к письму. Это лишь немногие причины для того, чтобы воспитатели начали регулярно давать детям упражнения на мелкую моторику.

 

Что такое мелкая моторика

 

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Такое умение формируется за счет совместной деятельности нервной, мышечной и костной систем. Чтобы мелкая моторика малыша развивалась постепенно и правильно, нужно учитывать его возраст. Например:

 

1) годовалый ребенок только начинает тренировать свои пальчики. Для этого он хватает игрушки, сжимает их и разжимает; 

2) трехлетний ребенок спокойно держит карандаш и хватает мелкие предметы;

3) в 6 лет ребенок уже может писать буквы и цифры. 

Учитывайте возраст ребенка при выборе заданий, чтобы у него не возникло сложностей с выполнением упражнений и появился интерес к ним. 

 

6 упражнений по развитию мелкой моторики для детей до 3 лет

 

Подбор подходящих упражнений может занимать у воспитателей много времени. Выпускники нашей Академии протестировали различные варианты и остановились на шести упражнениях для ясельной группы. Для подготовки упражнений потребуются только подручные материалы и не больше 10 минут времени.

 

Собери бусы

 

Цель: развитие мелкой моторики рук, образного восприятия, умения выполнять работу по образцу.

Материалы: карточки с изображением цветных бусинок в определенной последовательности, шнурок, цветные бусины.

 

Каждому ребенку выдайте одну карточку, шнурок и контейнер с бусинками. Малыш должен нанизать бусины на шнурок в той последовательности, которая показана на карточке. Начинать упражнение можно с крупных бусинок, когда на карточках нарисована последовательность из 3 — 4 бусин. Как только ребенок научится справляться с этими заданиями, можно усложнить задачу. Для этого возьмите бусы меньшего размера и карточки с большим количеством бусин.

 

Ювелир

 

Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости.

Материалы: пустой контейнер, пинцет, контейнер с бусинами.

 

Перед каждым ребенком поставьте поднос. На подносе разместите пинцет и два контейнера  — с бусинами и пустой. Ребенок должен подхватить пинцетом бусину из контейнера и положить её в пустой контейнер. И так, пока контейнер с бусинами не опустеет, а пустой контейнер не наполнится. Если бусины выскальзывают из пинцета, поддержите малыша. Ему нужно потренироваться и понять, как правильно захватывать бусины. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка разложить бусины по цветам или размерам.

 

Волшебный шнурок

 

Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления и пространственного воображения.

Материалы: веревочка или шнурок.

 

Выложите веревочку или шнурок на столе перед малышом зигзагом. Скажите ему: «Представь, что веревочка — это ручеек и тебе нужно через него перепрыгнуть с помощью твоих пальчиков». После того, как ребенок каждым пальчиком перепрыгнет через веревочку, предложите ему представить, что веревочка — это лестница. Теперь задача ребенка наступить на веревку.

 

Пластилиновая разминка

 

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: пластилин.

 

Выдайте каждому ребенку кусочек пластилина. Задача  — хорошо размять пластилин, чтобы подготовить его к поделкам. Для большего эффекта берите обычный российский пластилин, а не легкие иностранные массы для лепки. Разминать российский пластилин намного сложнее и в то же время полезнее.

 

Сюрприз

 

Цель: развитие мелкой моторики, фантазии, воображения и сенсорных ощущений.

Материалы: большой контейнер или таз с сыпучими материалами (рис, гречка, песок, манка), мелкие предметы и фольга.

 

Перед началом игры заверните мелкие предметы в фольгу и спрячьте их поглубже в контейнер с сыпучим материалом. Расскажите детям историю, что они искатели приключений и должны найти клад, который зарыт в этой емкости. Тогда малыши будут с интересом искать спрятанные предметы и освобождать их от фольги, чтобы узнать, что спрятано внутри. 

 

Поход за ягодами

 

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, фантазии.

Материалы: скотч, стулья, мелкие легкие предметы (крышки от детского питания, ручки, небольшие пластиковые фигурки, камушки, помпоны из ниток), контейнеры или корзинки для детей. 

 

Перед началом упражнения поставьте два стула (можно больше) на расстоянии 1,5 — 2 метра друг от друга и натяните между ними сетку из скотча. Закрепите на липкую сторону мелкие предметы, равномерно распределяя их по всей площади. Выдайте детям корзины или контейнеры и скажите, что идете в лес за ягодами. Предметы, которые приклеились к скотчу, — это ягоды, и малышам нужно их собрать. Обычно это упражнение вызывает смех и радость. 

 

Совмещайте упражнения с игровыми элементами и захватывающими историями, чтобы дети полюбили ваши занятия. А в следующий раз вас ждет подборка упражнений по мелкой моторике для детей 4 — 6 лет.




(Всего голосов: 3, в среднем: 5 из 5)


воспитатель дети моторика



Поделиться:




© ЧОУ ДПО "АБиУС" При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна



 

Слушатели, которые искали эту статью,
также интересовались



Повышение квалификации


Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях

Профессиональная переподготовка


Методист в дошкольном образовании

Повышение квалификации


Особенности работы организации дошкольного образования в сложной санитарно-эпидемиологической обстановке

Повышение квалификации


Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Профессиональная переподготовка


Педагогика и методика дошкольного образования (Воспитатель)

Повышение квалификации


Педагогика и методика дошкольного образования

Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки


Младший воспитатель

Повышение квалификации


ФГОС в дошкольном образовании

Профессиональная переподготовка


Менеджмент в дошкольной образовательной организации

Повышение квалификации


Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС

Профессиональная переподготовка


Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Повышение квалификации


Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки


Помощник воспитателя

Профессиональная переподготовка


Инструктор по физической культуре в ДОО

Повышение квалификации


Инструктор по физической культуре в ДОО

Профессиональная переподготовка


Педагог-психолог в дошкольном образовании

Повышение квалификации


Менеджмент в дошкольной образовательной организации