Представители районных администраций и подведомственных организаций Волгоградской области собрались 05 декабря на закрытый семинар «Государственные закупки 2019-2020», чтобы обсудить первые итоги применения новых норм в госзакупках в 2019 году и будущие изменения 2020 года.
Организатором мероприятия выступила Академия бизнеса и управления системами (ЧОУ ДПО «АБиУС»). Закупки являются одним из приоритетных направлений обучения в АБиУС. За 13 лет существования направления Академия подготовила более 6000 высококвалифицированных специалистов в сфере закупок.
Напомним, что в мае прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 01 мая 2019 №71-ФЗ, который положил начало довольно серьезным изменениям в контрактной системе в сфере закупок. Новые юридические нормы направлены на ускорение процедур, повышение их конкурентности, а также облегчение доступа к участию в закупках субъектов малого бизнеса. Однако кроме упрощения некоторых процедур планирования и осуществления закупок, последствием нововведений стало большое количество ошибок контрактных управляющих.
Первая часть семинара была посвящена практическому разбору проблем и сложностей, с которыми сталкиваются закупщики в ежедневной деятельности в связи с новыми требованиями законодательства.
Преподаватель АБиУС, кандидат юридических наук, доцент кафедры ДПО, начальник отдела консалтинга и аудита специализированной организации «Развитие» Борисов Дмитрий Юрьевич обсудил с участниками семинара планирование закупок по новым правилам, финансовое обеспечение обязательств участников закупки, специальные правила закупки строительных работ.
Так, в новом плане-графике на 2020-й год идентификационный код закупки указывается не в окончательном виде (порядковый номер закупки = 000). В ЕИС план-график не размещается, а утверждается уполномоченным представителем заказчика и т.д.
На примере из судебной практики закупщики рассмотрели основные ошибки, возникающие при обеспечении заявок. По новым правилам, в качестве обеспечения заявок стали приниматься банковские гарантии. При этом оператор электронной площадки сначала проверяет наличие сведений в реестре банковских гарантий, а при отсутствии там сведений направляет запрос в банк. Распространенная ошибка, которую совершают заказчики – не устанавливают возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения закупки, тем самым нарушая ч.2 статьи 44 Федерального закона №44-ФЗ.
Оживленная дискуссия развернулась по поводу правильного заполнения планов-графиков в 2020-м году в связи с отменой плана закупок.
В выступлении следующего спикера, коммерческого директора организации-партнера АБиУС ООО «Развитие», эксперта в сфере закупок Афенко Александра Борисовича, были раскрыты сложные случаи исполнения контракта, приемки товаров, работ, услуг, инструменты борьбы с недобросовестными поставщиками, претензионный порядок.
Горячие споры и обсуждения вызвала тема определения НМЦК при закупке топлива. Особенно случаи, когда поставщик-монополист сознательно не выходит на аукцион, поскольку ему не нравится ценовое предложение по данной закупке, тем самым ее срывая снова и снова.
Как метод решения этой проблемы планируется новая правовая норма, которая звучит так: «В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании пункта 2 настоящего Порядка, при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке моторного топлива определяется путем увеличения начальной (максимальной) цены контракта, на 0,5%». При этом цена единицы планируемого к закупке моторного топлива не должна превышать максимального значения биржевой цены моторного топлива. В 2020-м году будет понятно, получит ли данная норма широкое практическое применение и насколько она облегчит или усложнит текущую ситуацию с закупками топлива органами местного самоуправления.
Во время кофе-брейка участники семинара продолжили задавать вопросы экспертам и обсуждать услышанную информацию с коллегами.
После перерыва семинар продолжил начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы УФАС по Волгоградской области Литвинов Руслан Андреевич с обзором результатов правоприменительной практики Волгоградского УФАС России в сфере контроля закупок.
В список наиболее характерных нарушений, которые достаточно часто выявляет Волгоградское УФАС, вошли:
1) неправильный выбор способа закупки
2) описание объекта закупки с нарушением законодательства о контрактной системе, ведущее к ограничению участников закупки;
3) отсутствие в документации о закупке проектной документации;
4) использование показателей и терминологии, не предусмотренной законодательством о техническом регулировании, о стандартизации;
5) неправомерное «отклонение» заявок участников закупок;
6) установление неправомерных («дополнительных, не предусмотренных законом») требований к участникам закупок;
7) установление требований, вводящих в заблуждение участников закупки;
8) утверждение документации о закупке или проведение процедуры закупки без учета изменений действующего законодательства.
В завершение семинара заместитель начальника контрольного управления, начальник отдела по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комитета финансов Волгоградской области Хабибуллаева Анна Алексеевна представила обзор административной практики в сфере закупок за последние 3 года.
Чаще всего административные правонарушения КоАП РФ связаны с частью 1.4 статьи 7.30 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», частью 4 статьи 7.29.3 «Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок» и частью 2 статьи 7.31 «Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Так, специалисты в сфере закупок часто забывают своевременно направить или совсем не направляют в реестр контрактов информацию об изменении контракта с указанием условий, которые были изменены, копию заключенного контракта, подписанную усиленной электронной подписью заказчика, информацию о расторжении контракта с указанием основания его расторжения и др.
Несмотря на очень интенсивную 5-часовую работу на семинаре и долгую дорогу домой, которая ждала закупщиков, практически все остались до конца мероприятия. По словам самих участников семинара, такие мероприятия очень полезны, они получили очень много ценной информации, которую собираются немедленно использовать в работе.
Специалисты в сфере закупок, которые смогли посетить семинар лично, получили сертификаты участников семинара.
Дополнительно организаторы направят всем посетившим семинар коллегам полезные материалы: комплект справочных таблиц по типовым условиям контракта, ответы на вопросы, которые в письменном виде специалисты в сфере закупок оставили экспертам, фотоматериалы и презентации спикеров.
Видеозапись семинара будет доступна слушателям АБиУС направления «Госзакупки» в личном кабинете системы дистанционного обучения.
Фото: Алексей Волхонский
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов в сфере закупок
Очно, дистанционно. Набор групп - каждую неделю.
Видеолекции. Консультации представителей УФАС по Волгоградской области. Закрытые семинары для слушателей.
Узнать больше: 8-800-5000-949